Лечение аутизма

На сегодняшний день не существует методов, позволяющих полностью вылечить аутизм.

Тем не менее, статистика подтверждает, что своевременное психологическое и педагогическое вмешательство, проведение коррекции в коррекционных центрах и со специалистами, работающими с детьми с особыми потребностями, специально организованное для ребенка с аутизмом жизненное пространство в доме, возможно, подкрепленное индивидуальной диетой и/или фармакотерапией, могут кардинально улучшить развитие ребенка, значительно повысить качество жизни ребенка с аутизмом, помочь ему реализовать свой потенциал.

Виды реабилитации, коррекции, терапии аутизма.

Существует много различных видов терапий аутизма, которые можно разделить на следующие категории:

  • Терапии, направленные на коррекцию поведения и общения
  • Биомедицинский метод коррекции
  • Медикаментозное лечение
  • Комплементарная и альтернативная медицина

ТЕРАПИИ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА КОРРЕКЦИЮ ПОВЕДЕНИЯ И ОБЩЕНИЕ

  • Прикладной анализ поведения ( ABA).

abaАВА — один из видов поведенческой терапии. Методика основана на научных принципах поведения, благодаря которым можно сформировать необходимый социальный набор навыков и знаний ребенка. В этой методике основную роль играет мотивация детей и система поощрения их успеха в учебе. Желаемое поведение ребенка награждается, что побуждает его действовать в нужном ключе. На настоящий момент поведенческие методы коррекции расстройств аутистического спектра — это научно доказанный эффективный метод терапии и помощи детям и взрослым с аутизмом.

Раннее вмешательство, основанное на поведенческой терапии — самый эффективный метод коррекции расстройств выявленных в раннем возресте, во многом влияющий на всю дальнейшую жизнь. При помощи АВА можно обучить чему угодно — от пользования речью и типов социального взаимодействия до катания на велосипеде и правильного удержания ручки. Методы обучения, основанные на поведенческой терапии должны лежать в основе помощи практически любому ребенку с расстройством аутистического спектра.

  • TEACCH

TEACCH – подход к обучению, называемый «Структурированное обучение». Он основан на понимании особенностей процесса обучения, характерных людям с аутизмом и использованием наглядных пособий для содействия понимания информации и успешного обучения детей с аутизмом. Подход TEACCH поддерживается многими эмпирическими исследованиями особенностей восприятия информации людьми с аутизмом.
Методика TEAACH опирается на визуальные подсказки для обучения. Например, визуальные инструкции могут помочь научить ребенка, как правильно одеваться/мыть руки/ходить за покупками, разбив информацию на небольшие шаги.

  • Речевая терапия и логопедия.

Почти все люди с аутизмом имеют проблемы с речью и языком. Иногда эти проблемы бывают очевидными: многие люди с аутизмом абсолютно невербальны или практически не пользуются речью. Часто такие проблемы связаны не с артикуляцией или грамматикой, а с «прагматикой речи» (использование речи для создания социальных отношений). Речевая терапия довольно часто оказывается полезной в случае людей, страдающих аутизмом.

  • Трудотерапия, эрготерапия или оккупационная терапия.

autism-treatment-graphic3В трудотерапии или оккупационной терапии акцент делается на формировании навыков повседневной жизни. Поскольку многие люди с аутизмом обладают неполноценно развитыми навыками мелкой моторики, такая терапия может иметь для них большое значение. Профессиональные оккупационные терапевты также могут иметь подготовку в области сенсорной интеграции, представляющей собой особую технологию, которая помогает аутичным людям справиться с повышенной чувствительностью к звуку, свету или прикосновениям.

  • Терапия социальных навыков.

Одной из основных проблем аутизма является отсутствие социальных и коммуникативных навыков. Многие дети с аутизмом нуждаются в помощи для формирования навыков, необходимых для ведения беседы, общения с новым другом или соответствующего поведения на игровой площадке. Терапевты, занимающиеся построением социальных навыков, могут помочь в создании и облегчении социального взаимодействия аутичного ребенка с его сверстниками.

  • Развивающая терапия.

Floortime, Son-rise и Развитие партнерских отношений (RDI) считаются примерами развивающей терапии. Это означает, что они строятся на индивидуальных интересах ребенка, его сильных сторонах и уровне развития. Цель развивающей терапии заключается в повышении эмоциональных, социальных и интеллектуальных способностей. Развивающая терапия часто противопоставляется поведенческой терапии, которая в основном используется для обучения конкретных навыков, таких как завязывание шнурков на обуви, чистка зубов и т.п.

  • Игровая терапия.

Как бы странно это ни звучало, дети с аутизмом нуждаются в помощи при обучении игре. Кроме того, игра также может служить инструментом для построения речи, коммуникативных и социальных навыков. Игровые терапевты могут иметь подготовку в области определенных терапевтических методов, таких как Floortime или Play Project, или же они могут включать игровую терапию в речевую, оккупационную или физическую терапию.

  • Визуальная терапия.

Многие люди с аутизмом мыслят визуально. Некоторые из них очень хорошо взаимодействуют с системами связи, предполагающими использование картинок (например, PECS). Видео-моделирование, видео-игры и электронные системы коммуникации также используют преимущества сильных визуальных способностей аутичных людей для построения  коммуникации. С информацией о системе РЕСS и других системах вспомогательной и альтернативной коммуникации можно ознакомиться здесь

  • Сенсорная интеграция.

integration1Большинство людей учатся комбинировать свои чувства и ощущение собственного тела, чтобы получить представление об окружающем мире. Дети с аутизмом сталкиваются с проблемой обучения этим навыкам. Терапия с помощью сенсорной интеграции основывается на предположении, что ребенок либо чересчур возбужден, либо недостаточно возбужден окружающей обстановкой. Таким образом, цель сенсорной интеграции — совершенствовать способность мозга обрабатывать сенсорную информацию, таким образом, что ребенок начинает лучше коммуницировать в повседневной жизни. Сенсорная терапия может помочь ребенку с аутизмом, который страдает от гиперчувствительности к звукам или прикосновениям и т.п. сенсорным стимулам, которые вызывают иррациональную реакцию ребенка.

  • Пет-терапия (коррекция с помощью участия животных)

Терапия направлена на развитие коммуникативных навыков ребенка. Тесное взаимодействие с животными улучшает сон и снимает головные боли. Чаще всего пет-терапию проводят с собаками и лошадьми, однако встречаются случаи использования в лечении кошек и дельфинов.
Дельфинотерапия, канистерапия, ипотерапия – это терапии, при которых используется участие животных – дельфинов, собак, лошадей, соответственно.

 

ДИЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ

Биомедицинский подход к лечению аутизма, сосредоточен на физиологических потребностях человека, как целостного организма, в котором все связанно между собой. Основа этого подхода – очищение быта и окружающей ребенка среды от токсических, химических вредных веществ, введение принципов здорового питания, включение здоровой экологически чистой, органической пищи, очищенной воды.

Далее биомедицинский подход предусматривает коррекцию здоровья и помощь на основании медицинских показаний и анализов.

Что может включать также и коррекцию питания ребенка, с учетом индивидуальных непереносимостей и аллергий ребенка. Ведь, нетипичная реакция на продукты питания наблюдаются у ¾ детей с расстройствами аутистического спектра. Избирательность в еде является наиболее распространенной проблемой, что приводит к дополнительным нарушениям работы желудочно-кишечного тракта. На самом деле, вводя ту или иную диету, мы лечим не аутизм, а пытаемся справиться с рядом обменных нарушений, которые являются одной из физиологических причин плохого самочувствия ребенка с аутизмом и обостряет некоторые поведенческие проявления у детей с аутизмом.

Кроме того, восполнение дефицита организма ребенка полезными веществами. Витамины, аминокислоты, жирные кислоты, минералы, пробиотики, ферменты, индивидуально подобранные на основании анализов для конкретного ребенка способны производить существенные положительные сдвиги и в физическом состоянии и в развитии ребенка.

Опять же, важно иметь в виду, что каждый ребенок с аутизмом  уникален и может более эффективно реагировать на некоторые виды лечения, чем другие дети с тем же диагнозом.

Биомедицинский подход к лечению аутизма может включать следующие терапии: очищенная органическая диета, исключение индивидуальных непереносимостей и аллергий, диета без глютена и казеина, витаминные и минеральные добавки, аминокислоты, незаменимые жирные кислоты, лечение грибковых инфекций, лечение хронических инфекций, лечение паразитарных инвазий, лечение диббактериоза кишечника, регулирование иммунная системы, очищение организма от токсических металлов и т.п.

Биомедицинские терапии НЕ ИСКЛЮЧАЮТ использование поведенческих терапий, а наоборот, способствуют повышению их эффективности, путем улучшения мозговой деятельности и здоровья тела и облегчает процесс обучения и адаптации ребенка.

 

МЕДИКАМЕНТОЗНОЕ ЛЕЧЕНИЕ

На сегодняшний день не существует лекарства, которое может вылечить аутизм. Но есть лекарства, которые могут помочь некоторым  детям справиться с соответствующими симптомами. Например, существуют препараты, которые могут помочь ребенку в таких проблемах, как — эпиактивность, судороги. Для медикаментозной помощи ребенку с аутизмом необходима обязательная консультация врача.

 

НЕОБЫЧНЫЕ МЕТОДИКИ, КОМПЛЕМЕНТАРНАЯ И АЛЬТЕРНАТИВНАЯ МЕДИЦИНА

  • Гомеопатия
  • Аудиторная интеграция
  • Кранио-сакральная терапия
  • Холдинг-терапия
  • Гипноз
  • Фитотерапия
  • Акупунктура (иглоукалывание)
  • Гипнотерапия
  • Остеопатия
  • Прикладная кинезиология

 

51ae97bfbc670_2419606Если у Вашего ребенка аутизм: Что делать?

  • Узнать об аутизме. Чем больше вы знаете о аутистических нарушениях, тем лучше вы будете понимать потребности своего ребенка, а также вы будете иметь возможность принимать обоснованные решения относительно терапий, обучения, лечения, быта вашего ребенка. Узнайте больше о методах помощи и поддержки детей с аутизмом, задавайте вопросы специалистам, общайтесь с другими родителями детей с аутизмом.
  • Станьте экспертом по своему ребенку. Выясните, что вызывает нежелательное или разрушительное поведение вашего ребенка, а что вызывает положительную реакцию. Что вызывает у вашего ребенка чувства тревоги, страха, дискомфорта? А что успокаивает, радует, мотивирует на развитие? Если вы понимаете, что влияет на вашего ребенка, вы будете эффективней корректировать поведения вашего ребенка, предотвращать ситуации, которые вызывают трудности.
  • Не сдавайтесь. Невозможно предсказать жизненный путь и будущее ребенка с аутизмом. Не спешите с выводами о том, какая жизнь ожидает вашего ребенка. Как и все обычные люди, люди с аутизмом всю жизнь растут и развивают свои способности.
  • Примите вашего ребенка, примите и полюбите вашего ребенка таким, как он есть. Вместо того чтобы сосредоточиться на том, как и чем ваш аутичный ребенок отличается от других детей, начните замечать и радоваться самым небольшим успехам своего ребенка. Чувства безоговорочной любви и принятия, поможет вашему ребенку больше всех терапий, больше всего на свете!!!

 

Смотрите также: