Этот замечательый принцип работает абсолютно со всеми — детьми и взрослыми! 0


11148440_805198732888321_8505960476971451729_nПрезумпция компетенции – термин, предложенный Кэрол Йоргенсен, специалистом по инклюзивному образованию. По ее опыту, очень часто потенциал ребенка с особенностями развития сложно или в принципе невозможно определить, и в большинстве таких случаев специалисты по умолчанию выбирают самые низкие ожидания в отношении ребенка. В результате, ребенок не получает необходимых услуг и ожидания превращаются в реальность. Сеть самоадвокации аутистов предлагает следующие рекомендации о том, как проявлять презумпцию компетенции по отношению к любому человеку с особенностями развития:

1. Всегда спрашивайте, прежде чем предоставить помощь, и давайте человеку понять, как вы можете ему помочь.

2. Обращайтесь со взрослыми людьми как со взрослыми. Говорите обычным тоном голоса, так же, как бы вы говорили с вашим другом или коллегой.

3. Не предполагайте, что человек не умеет читать. Но и не предполагайте, что умеет.

4. Всегда обращайтесь напрямую к человеку, не к его помощнику или сопровождающему.

5. Не предполагайте, что человек, который говорит очень мало или совсем не может говорить, не понимает, что говорят другие люди. Как правило, люди с аутизмом могут понять больше, чем могут выразить.

6. Никогда не притворяйтесь, что вы поняли сказанное, если это не так! Попросите человека повторить. Повторите услышанное, чтобы убедиться, что вы правильно поняли.

7. Не заканчивайте предложения за другого человека и не прерывайте его. Внимательно слушайте, даже если вам кажется, что вы уже поняли, что собеседник хочет сказать.

8. Чужую инвалидность не всегда можно заметить со стороны. Многие виды инвалидности являются невидимыми.

9. Постарайтесь избегать стереотипов в своих рассуждениях. Мы все очень разные и привыкли поступать по-своему. Если вам нужно узнать предпочтения конкретного человека, то спросите его о них напрямую.

10. Говорите комплименты, но постарайтесь избегать лишней похвалы в адрес людей с инвалидностью, которые делают что-то обычное и повседневное.

11. Большинство людей с инвалидностью хотят помогать другим, а не просто получать помощь, и для них важно влиять на жизни других людей.

12. Отвечайте на любые попытки коммуникации другого человека.

13. Не говорите за других. Поощряйте человека говорить за самого себя. Если вы должны повторить его слова будьте осторожны и старайтесь не искажать смысл.

14. Некоторые люди с аутизмом привыкли выживать, постоянно угождая другим и стараясь угадать «правильный» ответ при общении с другими людьми. Учитывайте это и внимательно следите за своим языком тела, тоном голоса и жестами, чтобы не оказать никакого давления на другого человека.

15. Если вы оказываете поддержку, то старайтесь, чтобы она была минимальной и почти «невидимой» для посторонних. Не проявляйте «чрезмерной поддержки».

16. Позвольте человеку принимать самостоятельные решения. Не принимайте никаких решений за него. Часто людям с аутизмом бывает трудно принимать быстрые решения. Будьте терпеливы и дайте человеку подумать.

17. Сосредоточьтесь на том, что человек может делать. Все люди хотят жить обычной жизнью, такой же, как и все остальные.

18. Ищите способы включить человека в вашу беседу. Никогда не обсуждайте человека в его присутствии, как будто его здесь нет.