Мое/твое или Как помочь детям с аутизмом использовать местоимения?


my_your

Как  помочь детям с аутизмом использовать местоимения?

Авторская колонка Оксаны Элсингер

В речи обычный человек легко использует местоимения и их взаимозаменяемость, т.е. Я становится – Ты, Мое становится Твое и т.д. в зависимости от того, кто говорит в данный момент. Зачастую у детей с аутизмом есть проблема подмены местоимений. Поскольку дети с аутизмом часто просто повторяют услышанное, для обучения использования в речи местоимений может потребовать дополнительных усилий, но это вполне возможно.

Когда Стивен был маленький, я как сейчас помню, как он на кухне просил изюм: «Ты хочешь изюм, ты хочешь изюм», так как я часто его спрашивала: «Ты хочешь изюм?». Однако после систематической работы над проблемой, в случае Стивена это заняло пару месяцев, он начал использовать местоимения правильно. Важно понимать, что для того, чтобы начать работу над местоимениями, у ребенка должны быть заложены основы языка, о которых мы говорили в вебинарах (http://mivmeste.in.ua/tag/vebinary-oksany-elsinger/).

Ребенок должен уметь просить, называть предметы, как минимум, используя существительные, показывать на предметы, следовать простым инструкциям, иметь основы простой интровербальной коммуникации. Если у ребенка проблемы с простым тактом (называнием предметов), то учить его более сложным тактам будет сложно и только запутает его.

Если ребенок с трудом отвечает на вопрос: «Что это? — Рубашка», то учить его тому, чья это рубашка, используя взаимозаменяемые местоимения, не имеет пока смысла. На данном этапе лучше просто использовать имя ребенка, чтобы не путать его местоимениями – моя, твоя, его и т.д.

Обучение местоимениям лучше начать с рецептивного языка и местоимений мое/твое, пока избегая его/ее. Выберите предмет, который явно принадлежит конкретному лицу, это также могут быть части тела. Дайте задание:

«Покажи твою голову» и поощрите правильный ответ. Если ребенок не отвечает или реагирует неправильно используйте процедуру исправления:

Еще раз инструкция и подсказка, необходимая для правильно исполнения задания (рука на руку, если необходимо, – фактически исполняем задание за ребенка)
Еще раз повторяем инструкцию и чуть-чуть уменьшаем подсказку, давая ребенку возможность исполнить задание более самостоятельно.

Не забывайте, что это стандартная процедура исправления ошибки в АВА. Мы не повторяем задание 10 раз, просто ожидая, что до ребенка «дойдет», если ребенок ошибается или не знает ответ, мы повторяем инструкцию и даем мгновенную подсказку, после чего опять повторяем задание и либо уменьшаем, либо убираем подсказку в зависимости от ребенка. Также не забывайте, что независимый ответ всегда должен поощряться сильнее, чем ответ с подсказкой. Таким образом ребенок учится, что большее усилие приводит к большему поощрению. Это относится не только к конфетам и мультикам, но также к вашей похвале, щекотке, голосу и т.д.

После того, как вы попросили показать «твою голову», попросите показать вашу: «Покажи мою голову» и используйте ту же процедуру либо поощрения, либо исправления ошибки.

Работайте над различением мое/твое с тем же предметом или частью тела, пока у ребенка не выработается четкое различение. А потом добавляйте новые предметы, включая поощрители. «Мое печенье» или «твое печенье».

Когда у ребенка выработается рецептивное различение мое/твое с несколькими предметами, можно осторожно переходить к экспрессивному использованию местоимений. Для того, чтобы уменьшить проблему взаимозаменяемости местоимений, вначале обучайте ребенка экспресивно называть только одно местоимение : «мое».

Например, после того, как вы попросили ребенка показать на его печенье, («Покажи твое печенье»), попросите повторить за вами: Скажи: «Мое печенье». Потом похвалите и спросите: «Чье это печенье?» и поощрите ответ «Мое». В следующий раз не используйте подсказку –эхо: «Скажи: Мое печенье», а сразу переходите к вопросу: «Чье это печеье».

Делайте это в игровой обстановке и не используйте обратную сторону местоимения в вашей реакции на правильный ответ. Например, если вы спросили: «Чье это печенье?» и ребенок ответил правильно, не говорите пока: «Молодец, это твое печенье». Сделайте вид, что вы в игровой обстановке забираете печенье и задайте вопрос: Чье это печенье и при правильном ответе сразу вознаградите возвращением печенья. При неправильном ответе используйте обычную процедуру исправления.

После успешных попыток с несколькими предметами повторите процедуру в группе детей. Другие дети тогда могут ввести понятие «твое», давая ребенку с аутизмом печенье или другой поощритель и говоря: «Вот твое печенье». Делая это по очереди, ребенок с утизмом также получает возможность дать другому ребенку предмет и сказать: «Вот твое печенье». Делайте это вперемешку с обучением один на один в формате рецептивного и экспрессивного языка.

Стивен любил играть в одну настольную игру, когда игроки должны были ходить по очереди. Именно в такой игровой обстановке мы много времени провели в обучении местоимений, работая над: «Чья очередь?» — «Моя очередь.» «А сейчас чья очередь?» Другой человек: «Моя очередь». Со временем мы начали тренировать Стивена говорить тогда: «Да, это твоя очередь». Только когда ребенок научится не путать мое/твое, вы можете переходить к обучению местоимений «его», «ее» и т.д.

Трудно сказать, сколько времени может понадобиться на обучение местоимениям. Это зависит от скорости приобретения ребенком новых навыков, насколько систематично и часто вы будете обучать, насколько вы создадите мотивацию у ребенка учиться. Не забывайте, что мы все обычно движемся по линии наименьшего сопротивления.

Однако также важно, если у ребенка не получается что-то при систематической работе в течение нескольких недель, лучше всего сделать перерыв на месяц и работать над другими аспектами языка.

Об авторе

1450746_10152108211174289_1880550138_nОксана Элсингер – украинка, проживающая в США. В 2007 году сыну Оксаны и Девида Элсингеров Стивену поставили диагноз аутизм. После чего семья Элсингер переехала в Америку.

После диагноза сына, Оксана прошла обучение по методике Прикладного Анализа Поведения (АВА) – наиболее научно обоснованного и общепринятого метода работы с детьми с аутизмом.

Оксана имеет опыт работы в центре для детей с аутизмом, посетила множество тренингов и конференций по АВА, включая конференцию-тренинг международной ассоциации АВА, где она имела возможность поучиться у известных, в области аутизма специалистов, таких как доктор Миллер, доктор Шрамм.

Помимо этого Оксана имеет личный опыт воспитания ребенка с  аутизмом, которому сейчас 8 лет. После усиленной реабилитационной программы Стивен ходит в обычную школу, где он занимается в программе для одаренных детей, имеет черный пояс каратэ, играет на пианино и валторне и даже пишет свою музыку.