Для успешного обучения нашим детям необходима мотивация, то есть желание учится.
Процесс обучения достаточно тяжелый труд для детей с аутизмом. А потому и мотивация к обучению очень низкая. Никто не хочет тяжело трудиться не получая в замен награды и дети с аутизмом не исключение.
Поощрения являются главным орудием в изменении поведения и обучения ребенка новым навыкам. Именно от ценности объекта поощрения для ребенка с аутизмом, будет зависеть эффективность обучения, то есть насколько вероятным будет повторение поведения или нового навыка в будущем.
На этой странице мы хотим собрать множество идей поощрений наших детей. Для того, чтобы каждый мог расширить свой ассортимент поощрений для своего ребенка.
Давайте делиться идеями и вариантами поощрений! Это могут быть варианты поощрений, которые вы использовали в работе со своим ребенком или, те варианты поощрений, которые вы еще не использовали, но видели или читали о них. Или даже просто идеи, которые вдруг приходят к вам в голову! Пишите все! И возможно, ваши идеи помогут другим родителям разнообразить количество поощрений для своего ребенка!
Заполняйте форму, а мы соберем все идеи, которые вы прислали и опубликуем весь перечень вариантов поощрений для наших детей!
Дополнительные рекомендации по выбору поощрителей.
Еда является одним из сильнейших поощрителей. Почти у каждого ребенка есть любимые конфеты, печенье, чипсы, соленые огурчики. Когда я говорю об использовании еды как поощрителя, я говорю больше об угощениях, а не обеде, я не имею ввиду то, что надо ребенка морить голодом для того, чтобы чему-то его научить. Однако ребенок врядли при этом будет мотивирован даже любимой едой сразу после обеда. Еда также является удобным поощрителем, так как она всегда в ваших руках, ее можно и нужно выдавать маленькими кусочками, чтобы не произошло быстрого насыщения. То есть если вы используете любимое печенье, не надо целое давать, а только маленький кусочек.
Игрушки – поезда, пазлы, карандаши, краски, планшет, машинки, пузыри, пластилин, игра рисом, песком, водой, вентилятор
Физические игры – борьба, щекотка, катание на спине, сжимание тела, обнимания
Социальное поощрение, похвала – ее чаще всего сначала надо отождествить с поощрением, о чем мы говорили на вебинаре в разделе «Сочетание двух стимулов». Но может ваш ребенок любит, когда вы ему широко улыбаетесь, говорите Дай пять, делаете «Козу рогатую».
Видео или мультики,компьютерные игры и все остальные развлечения на различного рода экранах. Мультики и телевизор часто являются мотиватором, который легко контролировать, так как вы можете держать дистанционку в своих руках.
Идеи по расширению ассортимента поощрителей:
— Наблюдайте, что ребенок делает наедине. Как он проводит время – смотрит телевизор, просматривает один и тотже мультик или только субтитры, крутит колесики на машинках, играет на планшете.
Наблюдая за стимом, можно также получить идеи – смотрит сквозь пальцы – калейдоскоп, слюни растирает – краски для пальцев. Идет к вентилятору и стоит перед ним, чтобы ветер дул в лицо, тогда родитель может использовать ручной маленький вентилятор, просто дуновение на лицо и шею, кружение ребенка – как супермена в качестве поощрителя за приложенное усилие в обучении. Главная идея- понаблюдать, что ребенок делает наедине, и использовать его в качестве поощрителя.
Дайте выбор (как в супермаркете тестирование нового продукта: может никогда про него не слышали, а попробовали и купили) — положите в коробочку или на столе несколько предметов и смотрите, что он возьмет. Скажем 3-4 предмета, чтобы не переборщить и не перегрузить ребенка. Наблюдайте, как долго ребенок будет развлекать себя этим предметом и что он будет с ним делать.
Сочетание нескольких потенциальных поощрителей – щекотка сама по себе не работает, а что если с козой рогатой, радостным голосом и выражением лица . Просто катание на качелях не работает, а что если при этом вы будете делать вид, что ребенок толкает вас ногами и вы почти падаете и кричите «Ой»
Главное – пробуйте новые способы общения с ребенком и наблюдайте, если ребенок пятится назад, теряет интерес, уходит в себя, значит не подходит, или ребенку явно нравится, это значит, вы возможно, нашли новый поощритель.
Важно также понимать, что если ребенку что-то не нравилось один раз, это не значит, что оно никогда не понравится. Может ребенок утром что-то не любит, так как еще не проснулся толком, может он это не любит, когда есть 10 других более любимых занятий, а если они отсутстуют, то ребенок и не против.
Важно продолжать искать новые поощрители, так как в какой-то момент произойдет насыщение.
Будьте конкретны – дети с аутизмом, как вызнате, часто очень избирательны. Если печенье- то какое, на какой тарелке, если щекотка, то насколько сильная. Книга – если ребенок сидит и рассматривает книгу, а вы подойдете и начнете тихонько читать – это улучшит ситуацию или ухудшит. Или он просто любит листать страницы?
Труднее вначале использовать поощрители, которые надо забирать – планшет, машинку, игрушки — это может привести к аверсии.
Лучше начинать с поощрений, которые легко контролировать – пузыри, щекотки, качели, мультик, печенье, сок.
И помните, обучение должно проходить весело! Дети есть дети и они любят играть и веселиться! :)
Также приглашаем вас на следующий вебинар Оксаны Элсингер, на тему «Анализ речевого поведения ребенка. Как развивать речь у ребенка с аутизмом?».
Вебинар состоится 06.05.2014 в 18:00 (по киевскому времени).
Подробнее смотрите тут http://mivmeste.in.ua/tretij-vebinar-oksany-elsinger/