Зависимость от подсказки — преграда на пути к самостоятельности


Как помочь ребенку стать независимым от подсказок?

«Он ничего не может делать без моей подсказки». «Если я не напомню сходить в туалет – он сделает это в штаны». «Он может самостоятельно пользоваться ложкой, но еда превращается в постоянное напоминание – возьми ложку, ешь».

Пока ребёнок маленький, его зависимость от помощи окружающих выглядит естественно. Только с помощью близких взрослых малыш постепенно осваивает важнейшие бытовые навыки, позволяющие ему в дальнейшем стать самостоятельным в повседневной жизни. Однако, аутичные дети, как известно, склонны к образованию стойких привычек и, в результате, нередко становятся настолько зависимыми от подсказки близких, что практически не могут самостоятельно реализовывать вполне доступные им бытовые навыки. И если в первые три года жизни ребёнка родители воспринимают такое поведение вполне приемлемым, то с возрастом становится очевидным, что привычка ожидания подсказки с годами только «цементируется».

«Любимый творожок он может есть самостоятельно, пользуясь ложкой, но во всех остальных случаях я кормлю его сама». «Мы до сих пор используем бутылочку с кашей – иначе он останется голодным». «Никак не могу научить его одеваться самостоятельно, каждый следующий шаг приходиться подсказывать». Это далеко не полный список проблем, связанных с навыками самообслуживания, о которых говорят мамы на консультациях. Причём уровень интеллектуального развития ребёнка далеко не всегда соотносится с его умением самостоятельно одеваться, есть и пользоваться туалетом.

Навыки самообслуживания являются наиболее функциональными и социально значимыми для особого ребёнка. Как известно, АВА-терапия располагает целым арсеналом разнообразных подсказок и технологий их обучения. Однако, использование адекватной подсказки и, главное, своевременное прекращение её использования – не такая простая задача для родителей. Для формирования бытовых навыков наиболее целесообразно использовать физические и визуальные подсказки, поскольку они дают возможность постепенно уменьшать интенсивность помощи ребёнку и предотвратить формирование нежелательной привязанности к подсказке и постоянному присутствию взрослого рядом. Следует отметить, что процесс обучения навыкам самостоятельности индивидуален и зависит от возраста ребёнка, его потенциала, а в случае формирования зависимости от подсказки и от «стажа» проблемы. Однако, успех многих родителей аутичных детей свидетельствует в пользу того, что последовательность и терпение всегда побеждают.

На видеофрагменте продемонстрирован этап обучения мальчика навыкам самостоятельности во время еды. Взрослый использует различные виды подсказок, в том числе визуальное расписание, физические и вербальные подсказки. Не менее важным аспектом обучения является мотивация (в данном случае, предоставление любимого компота после супа). По сравнению с предыдущим видеосюжетом, где Максим делал «первые шаги» в умении удерживать ложку, в настоящее время актуальной является процедура постепенного уменьшения помощи взрослого для формирования самостоятельного навыка поведения за столом. Видеофрагмент смотрите тутhttp://olgadolenko.blogspot.com/2014/04/zavisimostotpodskazki.html

Источникhttp://olgadolenko.blogspot.com/2014/04/zavisimostotpodskazki.html